10 мая 1947 года на киностудии "Ленфильм" состоялся открытый показ картины "Золушка". Работа над этой киносказкой собрала созвездие блистательных талантов. И фильм получился на все времена. Слово нашему обозревателю Екатерине Высоковской. ВЫСОКОВСКАЯ: Евгений Шварц написал свою "Золушку" в 1946-м, и Надежда Кошеверова тут же приступила к съемкам. Это был фильм для детей войны. Вряд ли девочки тогда мечтали о принцах, а мальчики о королевском богатстве. Для них счастьем была уже сама мирная жизнь, в которую они вернулись после эвакуации и бомбежек. Фильм получился не о том, как найти счастье, а о том, как его не упустить. Историк театра и кино Виталий Вульф назвал этот фильм «абсолютным шедевром, редким в кинематографии». Золушка одна, а интерпретаций множество. За рубежом новые фильмы о ней выходят чуть ли не каждое десятилетие. А уж в своем нарицательном значении Золушка все чаще замарашка из социальных низов, которая благодаря встрече с принцем попадает в самую верхушку светского общества. Выйти замуж за миллиардера - вот гламурный девиз современной Золушки. Здесь не чувства, а карета имеет значение. Но фильм Кошеверовой и Шварца был вовсе не о том, что мечты сбываются, и не о том, что добро побеждает зло (а в какой сказке иначе), и уж, конечно, не о смене социального статуса и прорыве в общество потребления. Это был фильм о торжестве справедливости. Не случайно фильм заканчивается монологом короля в искрометном исполнении Эраста Гарина. Евгений Шварц остался верен своему принципу - писать сказки для детей, одновременно разговаривая со взрослыми о взрослых. Ведь в любом возрасте, как говорила Золушка, "очень вредно не ездить на бал, когда этого заслуживаешь". И как порой хочется спросить того мальчика-пажа, который на протяжении всего фильма повторял: "Я не волшебник, я только учусь", - "Шестьдесят лет прошло, ты уже научился?"
|